Новые правила могут остановить подорожание интернета, и продвинуть его в села

На днях Кабмин принял ряд решений, которые уже назвали историческими — были утверждены Правила доступа к инфраструктуре для обеспечения закона «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей». Власти утвердили большой список правил для предоставления доступа к инфраструктуре почти всего:

объекта электроэнергетики,
объекта транспорта,
объекта строительства,
домовой распределительной сети.
Все эти регламенты связывает одно — все они дают правовую основу для деятельности телекоммуникационных компаний.

Принятые решения — тот редкий случай, когда все — чиновники, субъекты экономической деятельности и эксперты сошлись в оценках — да, принятые решения действительно хороши, заложен фундамент для развертывания в стране цифровой инфраструктуры, которая включает телефонные линии, фиксированный и кабельный доступ к сети интернет, кабельные сети. Благодаря принятым положениям было разрешено две большие проблемы рынка телекоммуникационных услуг.

Проблема №1: местная коррупция
Чтобы построить инфраструктуру в многоэтажном доме, операторы должны были получить санитарные паспорта и разрешения эксплуатационных контор, органов местного самоуправления, энергетиков, транспортников и т.д. Разумеется, по хорошо известной практике, государственные органы затягивали выдачу технических условий или искусственно создавали преграды для операторов. Оператор же был должен выполнить перед застройщиком и жителями дома обязательства по своевременному и качественному подключению коммуникаций. Нарушение обязательств приводило к штрафам и, как следствие, потере в заработке от предоставления услуг. Поэтому операторы были вынуждены договариваться и искать компромиссы в получении разрешений.

Глава Интернет ассоциации Украины Александр Федиенко рассказал URB.ua, что ранее в деятельности на рынке телекоммуникационных услуг вообще не было правил, что сделало необходимым решать насущные вопросы иначе.

«Каждый игрок, каждый оператор был вынужден вести переговоры практически с каждым субъектом, владельцем инфраструктуры вел персональные переговоры. Нужно было иметь «решал», которые бегали и все эти вопросы решали. И это было дорого», — отметил Федиенко.

Проблема №2: отсутствие единых норм
Отсутствие единых прозрачных норм, правил и методик приводило к тому, что каждый трактовал их по-своему. Собственники инфраструктуры выдвигали дискриминационные и непрозрачные условия по предоставлению операторам и провайдерам телекоммуникаций доступа к элементам собственной инфраструктуры.

Условия с каждым объектом были разные. Где-то брали аренду 100 гривен, где-то 10 тысяч гривен и так далее. С принятием закона это все стандартизируется. Глава комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко, который участвовал в разработке новых правил, принятых Кабмином, в комментарии UBR.ua привел пример подобной дискриминации телеком-компаний.

«Наипопулярнейший пример. ОСМД прежде, чем допустить оператора к дому, требовали отремонтировать подъезд или какую-то скамейку купить. Хотя законом запрещено требовать любую дополнительную плату. Однако если хочешь предоставлять услуги в доме, то обязан ремонтировать тот подъезд», — рассказал он.

Собственник ОСМД мог давать преференции одному избранному оператору, не пуская в дом других игроков с рынка вообще или выдвигать им дополнительные условия доступа (ремонт во всех подъездах, установка окон и т.д.). А определенная энергетическая компания могла дать доступ на свои электроопоры только одному провайдеру и игнорировать просьбы других. В результате в селе мог работать только один провайдер и предоставлять некачественные услуги по заоблачным ценам.

Что изменилось?
В настоящий момент рынок получил прозрачное и понятное ценообразование, четкие правила взаимодействия со всеми причастными к строительству инфраструктуры органами власти, механизм контроля и реализации досудебного урегулирования конфликтов.

Принятые нормативы облегчили провайдерам доступ к сети и ввели следующие положения:

проектная документация по доступу не требует согласования с органами государственной власти и органами местного самоуправления,
технические условия не могут быть изменены без согласия оператора,
доступ к инфраструктуре осуществляется на основании договора между собственником и заказчиком, а именно договором по доступу (а не договором аренды, как ранее),
плата за доступ отныне будет определяться на основании Граничных показателей вместо Методики расчета и порядка использования платы за аренду.
Цены могут стать ниже
Принятые правила никак не определяют тарифы провайдеров и точно сказать, станут ли они дешевле или наоборот, никто не может. В Кабмине надеются, что благодаря принятым документам количество пользователей вырастет с 5 до 19 млн, будут привлечены дополнительные инвестиции в местные общины, получат активное развитие государственные электронные услуги.

«Укртелеком» позитивно оценил принятые изменения, отметив снижение стоимости затрат телекоммуникационных компаний. «Изменения будут содействовать снижению размеру платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта, например, в случае предоставления телекоммуникационных услуг в поселках и селах или на депрессивных территориях», — говорится в сообщении компании.

В комментарии UBR.ua эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич подчеркнул, что ждет роста конкуренции среди провайдеров в сельской местности: «Можно рассчитывать на то, что провайдеры, опираясь на этот закон и введенные правительством в его поддержку правила, продолжат свою экспансию, то есть увеличится проникновение фиксированных сетей интернета в сельской местности… Этот закон, безусловно, будет способствовать конкуренции среди провайдеров в сельской местности, что всегда положительно сказывается на ассортименте, в том числе на скорости трафика и подключении».

Резюмируя, можно отметить, что снижение затрат телеком-компаний, возможно, приведет в конечном итоге и к снижению или как минимум торможению роста цен для конечного потребителя, особенно в сельской местности. Однако случится это не так быстро, как хотелось бы. Принятие Кабмином правил доступа к объектам инфраструктуры — лишь этап длительного процесса. В Украине закон может просто не заработать, мародеры расхищают оборудование провайдеров, а профильные министерства утвердили не все подзаконные акты, прописанные в правилах. В то же время и ОСМД отнюдь не готовы немедленно жить по-новому. Так, по данным Офиса эффективного регулирования BRDO, на данный момент 156 тысяч собственников многоквартирных домов дискриминируют поставщиков телекоммуникационных услуг. Провайдеры готовятся к длительной борьбе за реализацию норм закона на рынке.