Коррозия транспортных средств

Оказалось, что все использованные ингибиторы коррозии достаточно эффективны. Однако защитное действие фосфатов и нитрита кальция неодинаково, что объясняется различным механизмом ингибирования ими стали: фосфаты создают на поверхности металла фазовую пленку фосфата железа, а нитритионы менее плотную и толстую оксидную пленку, по-видимому, хемосорбционного происхождения. Соответственно фосфаты переводят питтинговую коррозию стали в присутствии хлоридов в равномерную, тогда как нитриты лишь уменьшают площадь и глубину коррозионных язв, не изменяя характера поражения металла. Однако даже такие концентрации ННК, которые недостаточны для полной защиты стали, способствуют снижению максимальной и средней глубины коррозионных язв. Испытания опытно-промышленной партии хлорида кальция, ингибированного 10%-ным ННК, проведены по комплексной методике, предусматривающей изучение этого реагента в лабораторных, полигонных условиях и на испытательном стенде. Последний представляет собой колесо, вращающееся по кругу от электродвигателя со скоростью 9-11 м/с. При этом реагент нанесли на образцы-свидетели из кузовной стали, закрепленные на специальном кронштейне за колесом.

Одну часть образцов отшлифовали, на другую часть нанесли царапины, третью часть наполовину защитили лакокрасочным покрытием. В заданные сроки испытаний образцы сняли и определили глубину, площадь коррозионных поражений и потери металлом массы. Результаты лабораторных, полигонных и стендовых опытов хорошо согласуются друг с другом и свидетельствуют о более низкой коррозионной агрессивности предложенного реагента (выпускается по технологии Научно-исследовательского института основной химии в виде неслеживающихся чешуек хлорида кальция с равномерно распределенным в каждой из них ингибитором ННК), чем хлорида кальция без ингибитора. Аналогичный вывод был сделан и из результатов осмотра машин и измерений, снятых с них образцов-свидетелей (аналогичных тем, которые были закреплены на стенде).