Кабмин хочет вернуть техосмотры авто через три года: как это будет

В Украине снова хотят вернуть обязательный техосмотр для частных автомобилей. В том числе и для авто на еврономерах. Такой законопроект уже подготовлен Кабмином и опубликован на сайте Мининфраструктуры для общественного обсуждения. Если закон примут, то техосмотры вернутся с 1 января 2022 года и проходить их будет нужно раз в два года.

Напомним, техосмотр частных авто был отменен в августе 2011 года из-за повальной коррупции при его проведении. Хотя официально власти тогда подносили отмену техосмотра как упрощение контроля за автовладельцами. Сейчас техосмотру подлежат только пассажирские автобусы, легковые авто коммерческого назначения, которые регулярно перевозят пассажиров либо грузы, грузовые авто грузоподъемностью до и свыше 3,5 тонн, прицепы для грузовых авто, а также автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов. Для них цена техосмотра составляет от 500 грн до 1 тыс. грн.

Однако сейчас причины для возврата ТО другие: подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, а значит, приведение законодательных норм в соответствие с законами Евросоюза и большое количество резонансных ДТП, в том числе с летальными исходами — только за первое полугодие 2018 года в Украине случилось 69 тыс. аварий.

Сейчас заговорили о возвращении ТО уже на новых условиях — в законопроекте говорится, что осмотры будут проходить на аккредитованных СТО (расположенных на расстоянии не более 100 км друг от друга). Чтобы избежать коррупции, проверку будут проводить специально подготовленные эксперты с личной печатью. Если при этом будут выявлены недочеты, поломки, то автомобиль в обязательном порядке направляется на их устранение, а после этого назначается повторный техосмотр.

Авторы законопроекта предлагают, чтобы инспекторы проверяли систему тормозного и рулевого управления, внешние световые приборы, светопропускающую способность стекла (степень тонирования), газобаллонное оборудование (при наличии) и другое. Кроме того, авторы документа уточняют, что он разрабатывался с учетом требований ЕС, и предлагают его проводить раз в два года. Но если владелец транспорта меняется, происходит перерегистрация, в автомобиле изменяются или модифицируются те или иные системы, авто выезжает за таможенные пределы Украины, то должно пройти проверку на пригодность к эксплуатации независимо от даты последнего техосмотра.
Ввозимые в Украину б/у транспортные средства (в т. ч. «евробляхи») тоже подлежат проверке на пригодность к эксплуатации. Новые авто должны иметь сертификат соответствия действующим у нас правилам и нормативам, выданный производителем или его представителем.

«Есть большие риски коррупции»
И водители, и эксперты возврат техосмотров приветствуют, но опасаются возврата коррупции.

«Лично я практически не знаю водителей, которые бы исправно проходили техосмотр в прошлом, до отмены. Платили, насколько помню, 200 гривен и получали „талончик“. Поэтому, если сейчас, введя техосмотр, поборют и коррупционную составляющую, то это, конечно, будет прорывом. Считаю, что вводить его нужно, потому как много авто опасны на трассе», — говорит водитель Виталий Андрусенко.

Автоэксперт Владимир Караваев говорит, что приветствует введение техосмотра в Украине.

«Но не в том виде, как это предлагается в законопроекте! — подчеркивает Караваев. — Там есть очень большие коррупционные составляющие. Например, создают институт экспертов. Раньше водители договаривались с гаишниками, а теперь будут с экспертами. Считаю, что в стране должны быть сертифицированные СТО. Саму же сертификацию должно провести Министерство инфраструктуры».

Впрочем, в законопроекте прописано, что если эксперт выдал свидетельство о прохождении ТО, а на самом деле такого не было, то предусмотрены штрафы от 1700 грн до 4000 грн.