Древнее ремесло: в Харькове возрождают плетение коцов

ИСТОРИЯ И ОТКРЫТИЯ. Коцарство, в честь которого назвали одну из улиц Харькова, — это изготовление ковров с ворсом до 10 см. Его ряды чередуются с полосками полотна простого ткачества, поэтому ворс в коцах лежит под наклоном. Заинтересовалась этим ремеслом Татьяна 15 лет назад, когда увидела необычный коврик в экспозиции исторического музея. Археолог захотела узнать технологию изготовления коца.

«Взяла микроскоп и просто сидя на полу изучала ковер», — вспоминает Татьяна. Исследователь уже успела сделать серьезное открытие. «Техника изготовления коца имеет прямого старшего родственника — киргизско-узбекского жульхирса. Когда я это поняла, у меня затряслись ручки», — рассказывает Татьяна.

Как оказалось не только техника изготовления, но и орнаменты у узбекского жульхирса и нашего коца совпадают. Правда, есть и отличия: слобожанские изделия — широкие, а это значит, что производили их в коцарских цехах, а вот у узбеков они узкие и сшитые.

«На этот второстепенный момент долгое время исследователи не обращали внимания», — говорит Татьяна.

И вот уже около 10 лет археолог работает в Средней Азии и на Ближнем Востоке, где коллеги поддерживают ее научную деятельность и открытия.

«Считаю, что наш коц — это наследие дослобожанского периода. Ремесло сохранили остатки того населения, которое проживало на наших территориях до появления Слободской Украины», — объясняет Татьяна.

Истоки коцарства берут начало в XI—XV веках, когда на нынешней территории Харьковской области проживали не только славяне, но и кочевники — представители тюркских народов. Украшали коцами стены юртовидных жилищ, которые удалось раскопать харьковским археологам, или использовали в качестве ширмы модели с двухсторонним ворсом. В XVII—XVIII веках коцарство становится частью слобожанского быта, а в Харькове появляется мануфактурное производство. Коцы пользуются спросом на ярмарках, их продают за границу.

Сам ворс для таких ковров раньше окрашивали натуральными красителями. Для красного цвета, например, использовали марену красильную, для желтого — ромашку или резеду, а коричневый получали из дубовой коры или ореховой кожуры. Так как на Слобожанщине в те времена было развито овцеводство, харьковские ковры изготавливали из местной тонкорунной шерсти. Но прогресс внес свои коррективы: строительство железной дороги сократило пастбища.

«Ремесло уходит, происходит переориентация части региона с овцеводства на выращивание сахарной свеклы. Серьезно повлияла и замена природных красителей искусственными — анилинами, которые снизили качество шерсти, да и менялась мода на рынке», — рассказала Татьяна.

И лишь в 1902 году во время XII археологического съезда бабушка на Холодной горе нашла раму и смогла соткать коц.

«Это был последний проблеск. Я пытаюсь просто возродить коцарство на территории области как уникальное ремесло», — рассказывает Татьяна.

УРОКИ. Женщина мечтает внести коцарство в список нематериального наследия ЮНЕСКО, где значится список различных ремесел. Чтобы харьковское коцарство туда попало, должны существовать центры, где им занимаются. Поэтому с 2012-го Татьяна Крупа проводит мастер-классы.

«Собираемся на базе областного туристического центра или музея-усадьбы „Украинская хата“ в селе Нижняя Озеряна. В группе — не более 10 человек, так как с каждым нужно индивидуально работать. Кроме объяснения технологий, я рассказываю об истории коцарства и его особенностях», — говорит Татьяна, мечтая ввести ремесло в школьную программу.

К примеру, во время уроков по трудовому обучению дети могли бы освоить древнюю ткацкую технику. Также в планах — создать видеокурсы, что позволило бы как можно большему количеству людей обучиться этом старинному ремеслу.